Актуальность проекта

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики России в кадрах определенной профессии.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность - сегодня необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация учащихся по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.

В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.

В настоящее время школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

– будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя;

– желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении;

– профессии родителей;

– школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься;

– художественная литература, кино и видеофильмы, СМИ;

– собственный практический опыт профессиональной работы;

– примеры и опыт друзей, знакомых;

– советы родителей или других родственников;

– рекомендации учителей;

– уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах;

– предпрофильная подготовка в школе;

– интуитивное принятие решений;

– выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы;

– все это неважно, так как всё определяет случай;

– престиж профессии в обществе.

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них: экономист, юрист, журналист... В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.

На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Участие в профориентации и помощь в обоснованном выборе профессии – одна из важнейших сторон работы педагогов в течение последних лет. Создание данного проекта по профориентации обусловлено также и тем, что, как показывает опыт прошлых лет, одной компьютерной диагностики не достаточно. Методы, используемые в реализации данного проекта, адаптированы для использования их педагогами.

В рамках данного проекта мы предполагаем организацию комплекса мероприятий, направленных на формирование жизненной позиции по выбору профессиональной деятельности.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

* Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность.

* Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий.

* Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.

* Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

* Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов.

В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.

Основные направления деятельности по реализации проекта

1. Профпросвещение.

Цель: организация профпросвещения педагогов, родителей, обучающихся (через учебную и внеучебную деятельность), расширение их представлений о рынке труда.

2. Диагностика и консультирование

Цель: формирование у подростков осознанного выбора профессии.

3. Взаимодействие с предприятиями и учебными заведениями.

Цель: объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе.

4. Профадаптация.

Цель: обеспечение функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи

Цель проекта

Сформировать у учащихся, в процессе воспитания осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого

Задачи проекта

– Создать условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества; формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.

– Наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

– Раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий; интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности.

– Осуществить диагностическую функцию, определить динамику развития личности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности.

– Сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;

– Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

– Сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный (проектный) – август 2018 года

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу школы.

2. Разработать, обсудить и утвердить проект по профориентации учащихся.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

5. Составить план по реализации проекта и ознакомить с ним участников.

II этап. Деятельностный (практический) – сентябрь 2018г. – май 2019 г.

Цель: реализация проекта по профориентации.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

3. Содействие профессиональному самоопределению, выработка у школьников сознательного отношения к труду.

4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учебными учреждениями города Тюмени.

5. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

6. Проводить мониторинг реализации проекта.

7. Принимать участие в экскурсиях в различные учебные учреждения.

III этап. Заключительный (аналитический) –июнь 2019г.

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

1. Обобщить результаты работы школы.

2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

3. Спланировать дальнейшую работу по профориентации с учётом полученных результатов

http://www.zoofirma.ru/
http://www.zoofirma.ru/