В МАОУВ(С)ОШ №2 вопросу профориентации школьников уделяется большое внимание: в школе реализуются множество проектов, направленных на осознанный выбор профессии, организуются экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, студентами техникумов, колледжей. В 2018-2019 учебном  году в рамках  проекта «Перспектива» школьные уроки технологии проводятся на профильных площадках, мастерских и лабораториях тюменских техникумов.

Основная идея программы

Основной идеей программы является сосредоточение усилий педагогов на формировании у учащихся способности к ориентированию в ситуациях неопределённости, на формировании способности к самостоятельному жизненному и профессиональному самоопределению с учётом всех сопутствующих обстоятельств. Приобретение учащимися таких способностей позволяет им самостоятельно находить профориентационно значимую информацию, устанавливать необходимые контакты, разрабатывать индивидуальные планы, подготавливать нужные ресурсы, осуществлять самопроверку, разработку альтернатив и т.д. Основная задача педагога – сформировать в сознании учащихся модель эффективного поведения в ситуации выбора профессии. А затем проконтролировать процессы индивидуального «опредмечивания» этой модели каждым учащимся.

Вместо устаревшего понимания профориентационной работы как суммы работ по профинформированию, профдиагностике и профподбору наиболее подходящей профессии, данной программой внедряется понимание профориентационной работы как стимулирования личностного созревания и формирования готовности и способности к осознанному самоопределению.

Место программы в основной общеобразовательной программе и в учебном плане

 Программа элективного курса предпрофильной профориентационной работы с учащимися 9-х классов «Перспектива» является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования и реализуется на общих основаниях с другими общеобразовательными предметами. Для её реализации выделяется место в учебном плане в количестве 34-х часов учебной нагрузки в течение I, II и III четверти, закрепляется педагог, имеющий (получающий) соответствующую методическую подготовку, выделяются иные необходимые ресурсы.

 Образовательные цели и задачи программы

Целью реализации программы является разработка и последующая реализация каждым учащимся 9-го класса индивидуального плана вхождения в профессию. При этом индивидуальный план должен быть пошаговым, максимально конкретизированным, учитывать все основные факторы, влияющие на жизненное и профессиональное самоопределение, являться результатом последовательных размышлений и обоснованных решений самого учащегося, содержать описание результата, которого учащийся намерен добиться в ходе самоопределения, а также содержать альтернативные пути получения желаемого результата.

Для достижения поставленной цели решаются следующие комплексные задачи:

- сформировать у учащихся осознанную мотивацию и готовность к активной деятельности по жизненному и профессиональному самоопределению;

- сформировать образ индивидуального идеального результата жизненного самоопределения (образ будущего);

- сформировать представления об основных компонентах и структуре ситуации жизненного и профессионального самоопределения, вычленить наиболее значимые факторы;

- сформировать представления об индивидуальной жизненной и профессиональной траектории, о возможности её самостоятельного проектирования и регулирования;

- совместно с учащимися изучить наиболее значимые факторы ситуации жизненного и профессионального самоопределения, обобщить полученные результаты в виде модели ситуации самоопределения;

- создать условия для самостоятельного применения полученной модели к собственной жизненной ситуации и разработку на её основе индивидуальной жизненной, образовательной и профессиональной траектории и плана вхождения в интересующую профессию.

 Объёмы и сроки реализации программы

Программа рассчитана на 34 часа групповых занятий под руководством педагога. Из них 14 часов отводится на освоение теоретического материала,

20 часов – на его практическую проработку, включая экскурсии. Предусматривается 14 часов самостоятельной работы учащихся с активным вовлечением в неё родителей. Кроме того, отдельным модулем, прилагаемым к данной программе, является серия встреч педагога с родителями учащихся, организуемых в форме тематических родительских собраний или же в форме специального «профориентационного погружения».

Сроками реализации программы устанавливаются I, II и III четверти учебного года. IV четверть отводится на уточнение учащимися собственных предпрофессиональных и профессиональных выборов и самостоятельную реализацию соответствующих пунктов индивидуальных планов вхождения в профессию.

Периодичность проведения занятий устанавливается по усмотрению руководства школы, равными долями в каждой четверти. Исключением является реализация п. 8 (раздел 5) учебно-тематического плана, в рамках которого проводится экскурсия в организацию профессионального образования. Для качественной реализации этого раздела необходимо выделение в учебном плане 4-х часов учебного времени в течение одной недели (1 + 2 + 1 час). Кроме того, требуется дополнительное время для организованного проезда педагога и учащихся к месту проведения экскурсии и обратно.

 

 

 

 

 

 

 

http://www.zoofirma.ru/
http://www.zoofirma.ru/